В Грузию на автомобиле. Подготовка, дорога, отели, кухня, вино. Путеводитель. Автопутешествие в Грузию: маршрут, переход границы, обмен денег. Полное описание поездки Отдых в грузии на авто

С чего началось путешествие

Идея путешествия в нашей семье зародилась еще несколько лет назад. Видимо судьба хотела, чтобы мы побывали в Грузии. На глаза все чаще попадались фотографии Гергети – визитной карточки Грузии, часто слышала рассказы коллег и знакомых о поездках, весной 2015 года там побывали близкие друзья. В соцсетях подписалась на несколько групп, рассказывающих о поездках в эту прекрасную страну, что еще больше вдохновило. И поэтому было решено – Грузия! Отпуск в конце августа – начале сентября 2015. Формат – автопутешествие. Мы выбрали именно этот способ, т.к. по нескольку раз в год ездим в любимый Крым, дорога нас не напрягает, а автомобиль позволял длительные комфортные перемещения. К тому же хотелось посмотреть страну, что подразумевает максимальное количество перемещений. Что для нас в новинку, так это то, что заранее мы вообще не планировали точный маршрут и места проживания. Это действительно впервые, решили определиться на месте. По итогу – не прогадали, это интересно, увлекательно и, конечно, немного авантюрно. Дабы подстраховаться – даже взяли с собой палатку и прочие походные принадлежности.

Вещи, которые взяли с собой

Главное – большой багажник, что очень пригодилось. Вещи на разную погоду. Ветровка оказалась кстати. Трекинговые кроссовки, т.к. собирались подниматься на Казбеги. Аптечка с обязательным «Мезимом» от переедания. Фотоаппарат, ноутбук, планшет, переходники для перекачки фотографий, бортовой журнал (блокнот для меня-штурмана). Купальные принадлежности, т.к. планировали доехать и до моря. Солнцезащитные средства. Походное снаряжение: палатка, спальники, матрас, столик, посуда, газовая горелка с баллоном. И обязательно – позитивный настрой и предвкушение чудесного путешествия.

Места, которые планировали посетить

Тбилиси, Батуми, Сигнахи, Мцхета, монастырь Джвари, церковь Гергети

Маршрут

Киров – Владикавказ – Степанцминда – Ананури — Мцхета – Сигнахи – Алазанская долина – Тбилиси – Джвари — Ингурская ГЭС – Кобулети – Батуми – Турция – каньон Мартвили – пещера Прометея недалеко от Кутаиси – Шато Мухрани – Степанцминда – Владикавказ – Элиста — Киров

Обязательные пункты путешествия

Почти все места прописаны в маршруте. Из того, что не успели: Ахалцихе, высокогорные села в Сванетии, достопримечательности Батуми.

  1. Еда и напитки – попробовать Хачапури, хинкали, вино
  2. Сувениры -декоративные тарелки мы привозим из каждого своего путешествия, это обязательный пункт программы

Достигнув места назначения

Горы!!! Ощущение того, что дух захватывает, возникло еще до границы с Грузией, на подъезде. От Владикавказа начинается знаменитая Военно-грузинская дорога. Шикарные пейзажи, могучий Терек слева от дороги и ожидание, что там, по ту сторону границы будет нечто еще более захватывающее… И это действительно так! Горы покорили с первого взгляда. Могу со всей ответственностью заявить, что в моих travel-пристрастиях горы потеснили море с первой позиции. Если выбирать – я выберу горы

Места, которые посетили

Степанцминда, Арка дружбы народов, Ананури, Мцхета, Сигнахи, Алазанская долина, Тбилиси, Джвари, Гудаури, Ингурская ГЭС, Кобулети, Батуми, каньон Мартвили, пещера Прометея недалеко от Кутаиси, Шато Мухрани

Главное удивление в путешествии

По совету одного очень хорошего человека мы поехали в Кахетию, Алазанскую долину на винный завод Гранели. Попросили показать нам завод. Просто два человека зашли с улицы и захотели завод посмотреть. И что бы вы думали? К нам вышел приятный мужчина. Зураб. Коммерческий директор предприятия. К нам, двум туристам, взявшимся откуда ни возьмись, в выходной день. И он провел нам настоящую экскурсию, промтур по винному и коньячному заводам.

Рассказал о тонкостях процесса, о сырье, оборудовании, персонале, экспортной политике и многом-многом другом. Потом проводил в дегустационный зал и сам, лично, провел для меня (муж за рулем) дегустацию!

Такого отношения мы точно не ожидали. Конечно, мы купили там вина, очень и очень вкусного вина. Мы оставили отзыв в книге пожеланий.


Какое первое блюдо или напиток вы попробовали?

У подножия горы, на которой красуется церковь Святой Троицы Гергети, есть ничем не примечательная кафешка, от нее начинается пеший маршрут восхождения на гору. Здесь были первые хачапури и хинкали. Здесь мы поняли, что в Грузии будет невероятно вкусно.

Встречи в пути

Самая яркая встреча произошла в Сигнахи. И мы очень рады, что не искали и не бронировали жилье заранее, иначе этой встречи бы не было. Итак, Сигнахи, послеобеденное время, ищем квартиру. Пересмотрели несколько вариантов, что-то не то. Устали. Покушали в ресторанчике с видом на Алазанскую долину. Ищем дальше. Это были самые длительные поиски жилья за все путешествие. Едем вдоль смотровой площадки, справа – шикарный вид, слева – дом с террасой, на которой висят флаги самых разных стран. Американский – самый большой, в глаза бросился. Написано – сдаются комнаты. Решили – если есть российский флаг – зайдем. Флаг увидели, очень маленький правда. Припарковались, поднимаемся по ступенькам, нас встречают мужчина и женщина пенсионного возраста, но в полном расцвете сил. Выясняем, что свободные места есть. К нам первый вопрос – откуда вы? Ответ: Россия, Киров. Хозяин удивленно вскрикнул: Киров!!!??? И начинает объяснять, повторяя: Киров. Юрья. Юрья!!! С ударением на букву Ю. В общем-то эта встреча определила наше пребывание в этом чудесном гостеприимном доме на 2 дня.

И нас встретили действительно как родных. Сосо и Цицо, наши грузинские родители, можно сказать))) Сосо еще в 60-х служил в Юрье в ракетной части. Вспоминает с удовольствием, делится рассказами об армейских буднях. Цицо делится рецептами, которые я беру на карандаш. За чашкой чая болтаем на террасе до позднего вечера. Утром перед отъездом Цицо приглашает нас на кухню и кормит завтраком, который ближе похож на обед, а может и ужин. Покупаем у Сосо вино и чачу по каким-то смешным ценам. Обещаем вернуться. По возвращении узнаем, что знакомые из Кирова едут в Грузию, посылаем Сосо и Цицо сувениры и большое полотнище российского флага. В ответ, уже в октябре, нам привозят целую посылку вкусностей от Цицо. Это так здорово, так приятно!!!

Мы привезли с собой вино. Много вина. Очень много вина. Исключительно потому, что ехали на машине. Посетив винный завод Гранели и накупив после дегустации всего-всего, мы решили дома устроить мой грузинский день рождения и угостить друзей грузинскими национальными напитками и вкусностями по рецепту чудесной Цицо.

А самый «сумасшедший» шопинг был за бутылкой чачи знаменитого грузинского производителя Шато Мухрани. Эту чачу мне заказали. И мы ее не нашли в магазинах. В последний день, возвращаясь из каньона Мартвили и пещер Прометея, мы пытались успеть в Шато и купить эту чачу на заводе. Звонили, узнавали время окончания работы, искали это Шато, заблудились, бежали бегом, …но не успели до закрытия. В итоге купили-таки эту чачу в небольшом магазинчике в соседней деревеньке, перед этим заехав в пару-тройку подобных супермаркетов, вызвав вопросы у полицейских. Плюсом ко всему в магазинчике этом не принимали карты, пришлось ездить по окрестностям в поисках банкомата. В итоге – масса впечатлений, истерический хохот и чача, которая была доставлена заказывавшему ее очень хорошему человеку. Чача, кстати, очень дорогая по тем меркам – что-то около 1000 рублей. Но, она явно уступает по вкусовым качествам чаче Сосо за 5 лари (150 руб) из дубовой бочки 20-летней выдержки.

Блошиный рынок

В Тбилиси есть так называемый блошиный рынок на Сухом мосту. В путеводителе, который мне перед поездкой выслал один очень хороший человек, было написано: «Мне нравится погулять по блошиному рынку у сухого моста. Я там всякую ненужную фигню покупаю». Вот и мы решили там погулять полчасика, проездом. Друзья мои! Это что-то! Какое-там полчаса?! Мы проходили там часа три, если бы не надо было уезжать из Тбилиси – мы б еще там задержались. Этот рынок – не просто собрание разных «старинностей», хотя и они весьма интересны. Этот рынок – это собрание людей, историй, воспоминаний… Например, разговорились с продавщицей огромной коллекции подстаканников. А вы знали, что где-то в Европе есть целый большой музей этих штуковин? Теперь знаете.

Она русская, приехала в Тбилиси еще во времена СССР с мужем-летчиком, который погиб при каких-то испытательных полетах. Осталась одна с двумя дочками в чужой стране. Хотя… страна и город стали родными. Дети живут в Европе (Италия, Австрия), зовут к себе, но не может решиться. Сердце здесь, в Тбилиси.

Самая долгая прогулка пешком

Быть может это было ошибкой и сейчас мы бы это не стали повторять, но это одно из самых ярких впечатлений. Мы приехали в Грузию рано утром, добрались до Степанцминды (Казбеги), покушали. Мы были с дороги. Почти двое суток в сидячем положении и без полноценного сна. Но горы манили. Там, высоко, на фоне величественного Казбека возвышался храм Святой Троицы.

Храм, который есть почти на всех открытках из Грузии. Как мы могли пропустить эти виды? Никак! Почему не поехали на гору на джипах? Ведь предлагали же. – Не знаю. Вот просто не знаю. Хозяин кафе, где мы обедали, показал два пути на гору – крутой, но короткий и пологий, но более длинный. Выбрали пологий и были правы. В крутой просто бы не забрались. Пошли. Солнце, жарко, слева обрыв. Высоты боюсь. Ноги у нас как онемевшие после автосидения. Дыхалка не справляется. Останавливаемся через каждые 50 метров. Фотографируем окружающую красоту раз в 20 метров. Знаете, 150 км Великорецкого крестного хода в физическом плане дались нам легче, чем полуторачасовое восхождение на Гергети. Стоило ли это того? Однозначно да! У церкви, уже на вершине, есть родник. У подножия горы раскинулась Степанцминда. Поднялся ветерок, небольшой дождик и ощущение счастья от покоренной вершины и того, что мы добрались до страны, которая в нашем календаре путешествий точно займет одно из самых прекрасных мест. Спускались уже по короткому, но крутому маршруту. Это очень сложно. Рекомендуем идти не по нему или вообще не идти, а ехать. Ну и конечно же спасибо нашим соломоновским трекинговым кроссовкам, без них было бы еще сложней. Хотя бояться этой горы не стоит, она покорится и не подготовленным, и уставшим туристам, вроде нас.

Еда – где лучше кормят?

Я думаю, лучше всего кормят грузинские хозяйки. Повезет тому, кто попадет на грузинское застолье, а если еще и с песнями и танцами – то вообще праздник. Мы были во многих известных и не очень местах. Вкусно – практически везде. Заходите, пробуйте. Из самых-самых:

В тени Метехи (Тбилиси), Армази Тскаро (Мцхета), Грузинский двор (Мцхета).

Какие опасности ждут туриста?

Нигде еще мы не чувствовали себя в такой безопасности. Один факт – мы решились ночевать в палатке у каньона Мартвили, одни, без единой души рядом, в горах. Ставили палатку в темноте практически, т.к. поздно приехали. Не страшно!

Главной опасностью на нашем пути стала спящая черная лошадь, появившаяся в ночи на горной дороге перед машиной после резкого поворота. Потрепала она нам нервишек! Все обошлось, сон ее мы не потревожили, никто не пострадал.

Конечно, могут быть и негативные впечатления от некоторых местных жителей. Но! Нам за всю поездку встретился только один такой человек. Это пастух, гнавший двух баранов в Степанцминде. Не захотел говорить с нами по-русски. Предложили английский, удивился, что знаем. А дальше был монолог про то, какая Россия плохая, что отобрала у них половину страны и т.д. Я не спорила с ним, я вежливо пожелала ему доброго здоровья и сказала, что мы приехали в их прекрасную страну в гости.

Все остальные милейшие люди, встретившиеся на нашем пути, очень, повторюсь – ОЧЕНЬ доброжелательно относились к нам, к России. Они умеют отделять политику от жизни обычных людей и исторической дружбы народов. Думаю, многим будет не лишним этому поучиться.

Возвращение домой

Знаете, сразу после нашего возвращения мы стали думать о том, что нужно съездить в Грузию снова. Мы взахлеб рассказывали друзьям о путешествии, заразили и их. Мы отметили мой день рождения в грузинском стиле – и это было незабываемо. Я научилась готовить хачапури! И теперь это мое коронное блюдо. Мама, с интернет-подсказками, научилась готовить хинкали. Сванская соль стала нашей любимой приправой. А песни Mgzavrebi я готова слушать как можно чаще.

При всей относительной дешевизне Грузии, конечно можно съездить как более экономно, так и более роскошно. Путешествие можно спланировать под свой кошелек, Грузия это позволяет. Мы считаем, что это одно из самых бюджетных наших путешествий. И по бюджету точно выигрывает у наших курортов Крыма или Краснодарского края.

Уже порекомендовали, заразили «вирусом путешествий». Многие мои друзья по соцсетям писали, что благодаря моим фото и постам, тоже захотели посетить Грузию. И я знаю тех, кто этим летом планирует поездку, а я с удовольствием делюсь маршрутом и впечатлениями.

Грузия - автомобильный и туристический рай, в котором есть невероятная природа и горы, величественные монастыри и храмы, вкуснейшая кухня и гостеприимство.

Предисловие и подготовка

Давно планировали с супругом поехать в путешествие, и все чаще заглядывались на Грузию. Чтобы не было скучно, решили взять с собой еще пару друзей - в дороге веселее и безопаснее. Очень уж хотелось посмотреть на Казбек, покупаться в теплом море и вволю напиться-напробоваться вина грузинского. Да и вообще - ну кто не слышал о грузинском гостеприимстве?

Вопрос полета на самолете отмели сразу - цены на авиабилеты сильно кусались. На тот период билеты стоили около 300 долларов туда-обратно на одного, да и на четырех человек стоимость поездки была довольно серьезная. В общей сложности, на бензин было потрачено чуть более 2 тысяч рублей - это при расходе 10 литров по трассе и стоимости бензина 35 рублей за литр.

Грузия - страна, в которой украинцам всегда рады. Визовых проблем для граждан Украины нет, все, что потребовалось документально - это заграничные паспорта. Правда, поскольку ехать пришлось через территорию России, понадобилась еще и страховка для авто.

На нашей BMW X5 мы ездим довольно часто, но так далеко решились первый раз. До Грузии в общей сложности получилось почти 2000 км в одну сторону: 503 км до Харькова, потом 125 км до границы, 1300 км - по территории России, все остальное - по Грузии. Поскольку с нами было двое опытных водителей, мы не особо переживали по этому поводу.

Выезд был назначен на 26 июня - решено, что мы день пробудем у друзей в Харьков, а уже оттуда стартуем на Грузию, и пробудем в общей сложности на колесах две недели, возвратившись в Киев 11 июля. Изучив отзывы и отчеты о путешествиях, мы определились с дорогой: Киев - Харьков - Старый Салтов - Чугуновка - Ростов-на-Дону - Минеральные Воды - Нальчик - Владикавказ - Грузия.

Маршрут, по которому нами решено было двигаться

Дорога до Харькова - впереди Россия

До Харькова добрались быстро - шесть часов спокойной езды. Дальше нас встретили друзья, и мы отправились гулять. Поскольку мы с мужем были в первый раз во второй столице Украины, нам все очень понравилось. Жаркий летний день - огромное количество фонтанов, да таких, что дух захватывает, а рука сама тянется к фотоаппарату.

Хрустальные фонтаны Харькова

К сожалению, у нас не было времени изучить другие достопримечательности, так что мы успели исключительно побродить по городу и вкусно перекусить в ресторанчике "Наша Дача" на Батумской улице. В пять часов вечера вместе с друзьями мы выдвинулись навстречу нашему приключению.

Раньше все спокойно выезжали через Донбасс, но в связи со сложившейся ситуацией решено было воспользоваться небольшим пунктом пропуска в Харьковской области. Пришлось проехать 125 км по ужасной дороге, но мы были вознаграждены отсутствием очереди. Машин было мало, поэтому таможню прошли достаточно быстро. Заполненные миграционные карты и таможенная декларация (понадобилась для автомобиля) - и мы в России.

Важно: Особое внимание стоит обратить на то, что и в России, и в Грузии очень стекол (речь идет о передних). Конечно, мы не хотели портить машину, поэтому решили рискнуть, и просто опускали стекла, проезжая пункты проверки.

Ростов-на-Дону мы проехали по окружной (это был уже глубокий вечер), а затем был ночной переезд (со сменой водителей и остановками на кофе и просто отдых) через Владикавказ. Верхний Ларс прошли ближе к утру, около четырех утра.

Следует учесть, что граница работает не круглосуточно, так что подъезжать туда стоит часам к пяти - как раз к открытию. Стояли долго, около трех часов, но это того стоило - мы получили замечательную возможность полюбоваться первыми удивительными пейзажами. Для прохождения границы рекомендуем изучить форумы и на тематических сайтах.

Два тоннеля - и мы в долгожданной Грузии. Встречай, Сакартвело!

Грузинская красота без прикрас

Святая Троица - монастырь, где обязательно нужно побывать

Первым на нашем пути лежал поселок Степанцминда, пришлось проехать всего несколько километров. И сказать, что это было потрясением - ничего не сказать! Если вам придет в голову шальная мысль объехать это место стороной - не поддавайтесь.

Конечно, мы были уставшие, но от такой красоты открылось второе дыхание - и мы не смогли сдержать восторженных охов-ахов.

Гергети - колыбельная Казбеги

Целью нашего путешествия в эти места был, конечно, величественный Казбек и Гергетис Цминда Самеба, иначе говоря, Монастырь Святой Троицы.

Конечно, мы не рискнули ехать на своей машине, поскольку там дороги практически нет, и проехать могут только местные внедорожники, которым ничего не страшно. Мы решили не пользоваться услугами горячих джигитов, а пройти пешком, тем более идти было всего три километра вверх.

Итак, пройдя через село Гергети, мы устремились в лес, и через часа два были вознаграждены захватывающим зрелищем.

Открывшийся вид поражает в самое сердце даже самого сурового и все повидавшего путешественника - а что говорить о таких впечатлительных особах, как мы с подругой?

Сначала попадаешь на открытое пространство, похожее на владения Властелина Колец. В центре стоит величественная церковь, с нее открывается вид, подтверждающий, что Господь действительно благословил Грузию. Мы слышали легенду, что Казбек показывает свою вершину только хорошим людям - к счастью, нам удалось ее увидеть.

Что удивило лично меня - в такой красоте абсолютно бесплатно стояли палатки. Меня, ребенка асфальтных джунглей, это поразило, ведь в своих путешествиях мы привыкли за более-менее приятный вид (уж не говоря о возможности поставить палатку) надо платить.

Местный источник со святой водой

Вдоволь насладившись, мы спустились вниз, нашли ночлег (10 долларов с человека), устроились отдыхать и усваивать полученные впечатления. Да, чуть не забыла про великолепный ужин - хинкали и хачапури были просто божественными

Тбилиси, встречай!

На следующее утро мы отправились по живописнейшей дороге в Тбилиси. Заранее найдя себе проживание - отель Lux на окраине города прямо на Военно-Грузинской дороге - мы были приятно удивлены его стоимостью: номер обошелся в 25 долларов (страница отеля на Booking).

Отель Lux, в котором мы планировали поселитьс я

Проехав примерно половину пути и вволю нафотографировашись c видами гор, мы увидели еще одну достопримечательность - крепость Ананури. Поразило величие этой крепости, стало понятно, почему Грузия постоянно страдала от захватчиков.

Ананури - крепость-жемчужина

Приехав в столицу, мы заселились и решили отправиться в Мцхету - самую древнюю столицу Грузии, в которой есть монастырь Джвари. Это романтическое место, любимое всеми.

Слияние двух рек - лучшее место для монастыря

Поскольку Мцхета находится совсем недалеко от Тбилиси (буквально в его пригороде), мы очень быстро туда добрались и пробыли там достаточно долго. В этом городе можно гулять бесконечно, а местные экскурсоводы в храме Светицховели сделали эту прогулку незабываемой.

Полюбовавшись слиянием двух рек - величественной Арагви и светлой Куры в монастыре, мы решили отправиться в парк Мтацминда, где и закончили вечер, наслаждаясь национальной кухней в ресторане. Кухня, вино, и гостеприимство грузинов - это совершенно отдельная история, про которую можно написать целые тома

В древней столице Мтацминда

На следующий день нас ожидали знаменитые бани Тбилиси (выбирайте Королевские - не пожалеете!), которые стоили недорого. Нам пришлось оплатить что-то около 60 лари с человека. Мы решили не жадничать, и заказали услуги банщицы за 10 лари. А какие бесподобные были чай и варенье из кизила - не передать словами.

Потом мы просто гуляли, любуясь этим древним городом. Крепость Нарикала, мост Мира, Театр Марионеток, знаменитая Самеба - и это малая часть того, чем нам удалось восхититься.

Самеба - гордость Грузии

Кафедральный собор Самеба

Мост Мира, соединяющий сердца

Кукольный театр

Захотели покататься на теплоходе - в нашем распоряжении за 25 лари с каждого оказался катерок с отличным гидом в придачу. Вечер закончился в хинкальной - а где же еще?

Вид города с парка Мтацминда

Самеба ночью особо захватывает

Утром мы вынуждены были расстаться с Теплым Городом (именно так переводится Тбилиси) - наш путь лежал в Боржоми.

Приехав туда и сняв по советам местных номер-комнату, мы разложили вещи и отправились гулять по парку. Зашли в Старый Боржоми - самый известный и вкусный ресторан в городе, где готовят изумительные и особые хачапури по секретному рецепту.

Хачапури с секретным ингредиентом - любовью

Отдохнув и набравшись сил, утром мы выдвинулись на осмотр древней Вардзии - старинного пещерного города, построенного еще царицей Тамарой. Он расположен в Аспиндза, районе города Ахалцихе. Там было реально страшно и величественно - пещеры, храмы и крутые лестницы поражают воображение. Вход шесть лари - и впечатления на всю оставшуюся жизнь.

Вид с Вардзии

Опасные пещеры Вардзии

Налюбовавшись древними пещерами, мы направились в Кутаиси, а оттуда в Батуми, завершив свой отдых пребыванием и купанием в море.

Вид из номера

На этом мой рассказ заказчивает. Обратный путь был предсказуем и прост. В итоге хочу сказать, что Грузия - рай, в котором есть невероятная природа и горы, величественные монастыри и храмы, вкуснейшая кухня и гостеприимство.

Ставицкая Виктория.

Отдых мы начали планировать с весны, но изначально автомобильная поездка в Грузию не предполагалась. У нас был шенген, который заканчивался в середине июня, и мы рассчитывали поехать в Европу, выбор пал на Испанию, т.к. в странах поближе мы уже были. Прикинув, что для поиска более-менее тёплого моря на конец мая-начало июня нужно доехать аж до Португалии, я призадумался, ведь дорога очень дальняя, много платных трас, а стоимость соляры несоизмеримо выше, чем у нас. В общем, посчитав затраты на одну только дорогу и посовещавшись с женой, было решено отложить столь дальнюю поездку до лучших времён и более тёплого времени года.

После этого решения мы смогли плюнуть на шенгены, которые намертво привязывали нас к самому началу сезона во всех тёплых странах и перенесли отпуск на июль. Но встал вопрос, куда же теперь поехать отдохнуть на машине без визы? Оказалось, что вариантов совсем не много, а именно:

  1. Крым - честно говоря, даже не рассматривали это направление, т.к. я там был шесть раз в былые времена, да и делать внушительный крюк через Керч совсем не улыбалось, к тому же, что мы там не видели?
  2. Курорты Краснодарского края было бы конечно интересно посмотреть на обновлённый Сочи. Я вообще не был в этом регионе, а жена в глубоком детстве посещала Горячий ключ. Но как-то не тянуло туда, т.к. бытует мнение, что цена-качество не соответствуют друг другу.
  3. Абхазия - более интересный вариант, т.к. это уже какая-никакая, а заграница и менталитет у людей другой. Но проштудировав интернеты на предмет отзывов об этой стране я понял, что там обалденная природа, но сервис застрял в 90-х, а криминогенная обстановка откровенно пугала.
  4. Грузия - последний и самый дальний уголок, который мог приютить нас во время летнего отпуска. Я сразу отметил, что Грузия является одной из самых безопасных стран мира и занимает в этом списке почётную шестую строку. Этому я нашёл многочисленные подтверждения туристов, которые уже там побывали и просто с восхищением отзывались о местной полиции. Природа и достопримечательности меня покорили - там было и море для жены, и горы для меня, при этом список интересных мест просто зашкаливал. Менталитет местного населения кардинально отличался от нашего, а о гостеприимности грузин не упоминал разве, что ленивый. Посмотрев фотки и прочитав кучу отзывов, я нашёл место, которое на 100% соответствовало нашим потребностям в отдыхе.

Правда родители были не в восторге от нашего решения, особенно мои, что ни говори, а пропаганда делает своё дело. Но решение принято и старт запланирован на середину июля.

Подготовка к путешествию

В Грузию я готовился ещё похлеще чем в Италию: следил за профильными ветками на форумах, читал свежие отчёты туристов и потихоньку составлял план путешествия, в который постоянно вносил различные правки и заметки по достопримечательностям, местах возможного ночлега, ресторанах и прочих нюансах. В итоге, когда перед поездкой я распечатал свои мемуары и дал почитать их жене она слегка обалдела, 15 листов это вам не хихоньки-хаханьки.

С машиной я никаких особых манипуляций не производил: перезаправил огнетушитель, пересобрал аптечку, чуть раньше времени поменял передние колодки (в горы едем как-никак), проверил жидкости и дозаправил фреон в кондиционер. Плюс взял несколько запасных лампочек, чтобы была возможность поменять их сразу и не привлекать внимания страждущих снять с меня мзду с помощью полосатой палки.

Для собственного спокойствия оформили и оплатили через интернет медицинскую страховку в Грузию - стоит копейки и есть не просит.

От бумажных карт было решено отказаться в пользу навигатора. На свой телефон и жены я установил последние версии Навитела, закачал самые актуальные , России и Азербайджана (если на границе сойдёт сель, то возвращаться придётся через него), и залил свежие SpeedCams. Кроме этого, на всякий случай, на оба телефона была установлена программа оповещения о стационарных камерах и засадах гаишников MapcamDroid . Но основным индикатором стационарных радаров и стреляющих из-за угла гаишников был радар-детектор ESCORT Passport 9500ix INTL с актуальной базой камер. К слову, радар-детекторы разрешены к использованию на территории России и Грузии. Забегая вперёд скажу, что меня ни разу не взяли за превышение скорости, хотя оно имело место быть.

Поиск недорогого жилья в Грузии

В салоне авто также находился видеорегистратор. Я в принципе считаю этот гаджет обязательным для всех автолюбителей, а уж для поездки по территории Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, где насквозь коррумпированные гибддшники истекают слюной, провожая машину на номерах другого региона - эта вещь просто незаменима, т.к. способна уменьшить количество ваших остановок и предъявлений липовых обвинений.

Ну, а в остальном как обычно: набрали шмоток побольше, тёплых носков и свитеров (а вдруг в горах холодно и бродят медведи?), захватили несколько сувенирчиков в виде шоколадок "Аленка" и национальной водки. Взяли палатку, спиннинг с блеснами, два спальника и одеяла на случай дикой остановки в горах или кемпинге.

Для увеличения времени нахождения за рулём было приобретено несколько банок Red Bull и Burn, но от энергетиков я не заметил какого-либо положительного эффекта в борьбе со сном. А вот кофеиновые таблетки, как рукой снимали сон и давали ещё где-то 2,5 часа весьма бодрой рулёжки, а затем в течении получаса происходило постепенное затухание сознания с перманентной зевотой, поэтому чувствуя, что сонливость начинает возвращаться, мы сразу начинали искать место для ночлега. Ещё у меня был специальный приборчик, который я ранее заказывал в поднебесной за 3 копейки и назвал его "АнтиСон" - он выглядит как слуховой аппарат и вешается на ухо, а когда голова наклоняется в любую из сторон - он начинает зверски пищать.

Наделали бутиков в дорогу, взяли курочку в фольге, термос с кофе, минералку и сок, яйца решили не брать. В итоге пришлось делать 3 захода вдвоём, чтобы вынести все шмотки и погрузить в машину.

Начало поездки

В Грузию, из столицы Беларуси Минска, мы выехали в 8 утра субботы 18 июля - это первый день нашего путешествия. Если бы была возможность стартануть в будний день, то мы бы так и поступили, но когда последний рабочий день пятница, то терять 2 выходных не хочется и приходится ехать как получается. А получается ехать вместе со всеми дачниками, отдыхающими и туристами, которые оккупируют все загородные трассы, создают заторы на дорогах и очереди на границе - всем этим можно насладиться и в будние дни, но в значительно меньшей степени. Время отправления тоже не правильное, надо было на несколько часов раньше, просто по старинной русской традиции мы начали собираться и искать паспорта в последний вечер и легли спать лишь в 3 утра, поставив будильник на 6. Проснувшись ещё 2 часа собирались, попрощались с котами и наконец-то отчалили.

Есть несколько способов доехать из Минска до границы с Грузией - самый популярный из них через Москву, но я его отмёл, т.к. ехать там в то время, как вся Москва пытается выехать за МКАД я не хотел, плюс до Воронежа ловишь все платные участки. Я выбрал дорогу на Воронеж, но, если практически все едут через Елец, я поехал через Курск. Могу обосновать это тем, что трафик в моём случае был в разы меньше, не было пробки перед Воронежем, а дорожное покрытие было выше всяческих похвал. Таким образом мой маршрут выглядел так: Минск-Гомель-Брянск-Орёл-Курск-Воронеж-Ростов-на-Дону-Владикавказ-Верхний Ларс (граница России и Грузии).

И так едем, участок Минск-Гомель проскакиваем быстро, там только что расширили дорогу и положили совсем новый асфальт, покупаем зелёную карту на границе с Россией и доезжаем до Брянска. По объездной минуем его и направляемся в Орёл, по дороге большой трафик большегрузов, которые, видимо прут с и на трассу М4 "Дон". Но мы в итоге уходим на Курск и машин становится совсем мало, фуры встречаются раз в час, дорога с иголочки, много карманов для обгона, которыми активно пользуются редкие тихоходы и не мешают спокойно идти на круизе 140. Солнце уже садится, и я поддаюсь многочисленным уговорам жены наконец-то остановиться на ужин. После плотного перекуса продолжаем путь, всё по такой же отличнейшей дороге, на Воронеж. Проезжаем транзитом в темноте его разбитые дороги и получаем шок, когда выезжаем на трассу Дон. Мы же привыкли ехать практически в одиночестве, а тут машин мама не горюй.

Меня начинает рубить, как никак, поспал 3 часа, поэтому становлюсь у обочины и выпиваю банку энергетика, разминаю ноги, на часах уже полночь, но мы упорно выдвигаемся дальше.

Возле Воронежа камеры скорости висят на каждом мосту с попеременным ограничением в 40 и 60 км, мой радар-детектор не умолкал и жена хотела нас обоих выбросить из салона. Но совсем скоро мы плотно встали в пробку на целый час, в которой я бы благополучно и уснул, если бы не принял кофеиновую таблетку. Оказалось, это просто сужение дороги, которое не рассчитано на тысячи автомобилей... хорошо, что мы проехали это место ночью... Потом ещё был долгий участок с ремонтом, поэтому поток ехал 40-60 км/ч и после этого меня начало накрывать. А вот подыскать место для ночлега пипец как не просто - все заправки битком забиты спящими машинами, они стоят в кюветах, тупо на трасе под мачтами освещения, зато карманов для спанья фиг нарисуешь. С горем пополам, спустя десятки километров, нашли одно единственное место на стоянке возле придорожного отеля в районе села Радченское. БК показывал пробег в 1350 км, а часы 3 ночи, не успев полностью залезть в спальник я мирно засопел.

Прелести трассы М4 "Дон"

Проснувшись в 7 утра второго дня , я с удивлением обнаружил, что вся та ужасная куча машин, которая окружала нас ночью "раптам зникла" и, по-видимому, уже во всю прыть мчится занять моё место в очереди на российско-грузинской границе . Почистив зубы я, на правах сильного пола, был отправлен в разведку в местный придорожный клозет. Все уехали, очереди нету, я в одиночестве стою у входа и думаю: "Почему я не захватил респиратор и водолазные очки?" Судя по отметинам подозрительного происхождения на всех поверхностях, до которых дотягивался мой взор, я сделал вывод, что пропускная способность данного WC значительно превышает пропускную способность минского МКАДа и, что посещают сие заведение не только прямоходящие Homo sapiens, но и какие-то другие формы жизни. Я решил не рисковать и заглянул в соседнюю кабинку, в которую гоже входить лишь дамам... Дамы туда не ходили давно... Кроме неподобающего внутреннего убранства, в туалете отсутствовала дверь и открывала великолепнейший вид на скоростную трассу в 5 метрах от порога. Покрутив головой по сторонам, я быстренько спустился в небольшой ров поблизости, где обстановка оказалось на порядок культурнее. Жену отправил в мужской клозет, в котором есть дверь, а сам, в это время, патрулировал окрестности, отгоняя желающих зайти к ней в гости.

Остановились на ближайшей заправке попить кофе и заправиться, и, в начале девятого, стартанули дальше. К слову, я пользовался только услугами заправок известных брендов, стараясь ещё выбрать те, которые продавали топливо класса евро-5. На дороге встречается очень много фейка, типа "Лукайл", который оформлен в тех же цветах, что и оригинал, и многие другие обманки - читайте внимательно названия и не дотягивайте до последней капли дизеля, а то попадёте на такую бодягу...

Постепенно трасса М4 "Дон" разочаровывает, я надеялся спокойно ехать на круизе, а тут постоянные ремонты, много радаров, разрешённая скорость 90 км/ч и горбыли от фур, которые, чтобы не ехать по "стиральной доске" в правой полосе, едут в левой, что пипец как напрягает и замедляет движение. Хотя я понимаю, что это не их вина, что строители сделали такую дорогу, которая быстро пошла волнами.

Сразу же после Ростова, под Батайском, попали в жёсткую пробку на 3,5 часа - проехали 26 км. За окном пекло, некоторые машины кипят, постоянно приходится работать педалями из-за движения вперёд максимум на 1 корпус, коробка передач начинает плохо слушаться, когда я воткнул первую в 500-й раз. Из-за постоянного напряжения, правую ногу начинает сводить судорога и я, от большого ума, решаю дать ей отдохнуть, и нажимаю на тормоз левой ногой... Никогда не пробовали? Непередаваемые очучения, хорошо хоть на тормоз нажал, а не на газ .

После этого ада решаем остановиться на обед и отдохнуть, но, как я уже упоминал выше, крайне тяжело найти на этой дороге место, где обычный путник может безопасно остановится, перекусить и размять ноги. Для нас сначала было дико видеть, как люди тупо съезжают в кювет и там останавливаются на отдых и перекус. Ну как такое возможно на новой трассе федерального значения, что за глупые люди её проектировали? В конце концов не выдерживаю и я, и сруливаю с дороги в небольшой овражек.

Авто стоит тут же в теньке, я лежу, потому что мои ноги не привыкли топтать педали в таких затяжных пробках, а чуть поодаль моего тела видны ещё одни туристы, которые облюбовали этот живописный кювет для передыха. Зато слева было поле подсолнухов, по которому с удовольствием носилась моя благоверная, пока я переводил дух.

Вскоре трасса "Дон" заканчивается и начинается "Кавказ" - в самом начале у неё был срезан асфальт, и мы км 50 медленно тащились, лавируя между ямами и колдобинами, но я был всё равно рад, потому что М4 меня полностью разочаровала. Я уверен, что её сделали лучше, чем то, что там было раньше, но сделали её реально "на от@ись" - хер что и сбоку бантик.

Трасса "Кавказ" и встреча с ГИБДД

Когда мы ехали по трассе "Кавказ" в Краснодарском и Ставропольском крае, то нам очень часто попадались экипажи ГИБДД, которые стоя у обочины, снимают на камеру, установленную на штативе. Мы сначала притормаживали, думая, что это радары, но нет - это были обычные видеокамеры, которые, как потом выяснилось, размещались в самых лакомых местах, где автомобили могли выезжать за сплошную. Радаров на этом отрезке пути очень мало.

В Минеральные воды въехали уже по темноте, очень понравился здешний асфальт и дороги, которые извивались как змея, и готовили нас к горным серпантинам)

В Кабардино-Балкарии сразу же стали уделять больше внимания соблюдению ПДД, т.к. наслышаны про здешних гибддшников. Когда навигатор говорил фразу "Впереди стационарный пост ГАИ" - сердце начинало колотиться, учащался пульс, потели ладони и начинал дёргаться глаз.

Когда проезжаешь эти стационарные посты, ты прям каждой клеточкой своего тела ощущаешь, как из темноты на тебя смотрят множество голодных глаз повелителей полосатого жезла. На самом деле, возле этих мест стоит вести себя спокойно, не нужно выжидательно смотреть в их сторону - лишняя провокация нам не к чему, а если они захотят вас остановить, то периферическое зрение без проблем уловит откормленного служителя закона, стремящегося вам наперерез. Подъезжая к такому посту внимательно следите за знаками ограничения скорости, которые постепенно заставят вас её снизить до 5 км/ч, а у самого поста, на земле, будет стоять знак "STOP" - остановка строго обязательна. Останавливайтесь каждый раз - постояли 4-5 секунд и двинулись дальше. Иногда такой знак можно встретить просто на прямом участке дороги, а в засаде будет сидеть гаишник и ждать, что вы его проигнорируете - уделяйте особое внимание наземным знакам СТОП. А вообще, будет совсем не лишним установить на телефон актуальные ПДД РФ , таким образом вы сможете понять, что вам пытаются вменить или на что развести, т.к. они, почему-то, имеют привычку называть вам максимальный штраф или наказание, которое даётся только при неоднократном повторном нарушении.

Основные вещи, которые стоит знать:

  1. Превышение скорости до 20 км/ч никак не наказывается.
  2. Заезд за сплошную карается крупным штрафом в несколько тысяч рублей, а повторное нарушение может лишить вас прав.

Поэтому гаишники уже не сидят в кустах с радарами, максимум, что можно встретить - это треногу в овраге у дороги, накрытую маскировочной сеткой с добавлением веточек для пущей конспирации. Теперь новая прибыльная фишка - ловить за сплошную.

С осторожностью въезжаем в Северную Осетию и надеемся, что нас пронесёт, ведь до границы с Грузией осталось всего ничего. Заправляюсь у дороги перед Владикавказом, т.к. нету желания колесить по этому региону ночью в поисках другой хорошей заправки.

До Верхнего Ларса остаётся пару десятков километров, но я еду аккуратно и осторожно, т.к. в темноте очень часто видны всполохи люстр машин ГАИ, которые настигли свою добычу.

Для большего понимания того, что произошло далее, я опишу здешнею дорогу. В этих регионах она имеет, в основном, 3 полосы, и средняя полоса попеременно достаётся то одному направлению, то другому. Что бы водитель понимал, что для него скоро полоса закончится - на ней нарисованы стрелочки, которые означают, что пора возвращаться в правую полосу, всего этих стрелок 3 штуки и после последней происходит сужение.

Так вот, еду я такой радостный по очень извилистой дороге - мы всех порвали и проскочили эти опасные места без потерь! Передо мной едет машина, а перед ней медленный мотоциклист, время - начало первого ночи. Автомобиль уходит на нашу среднюю полосу и начинает опережение моцика, но кобылок ему не хватает - уж очень медленно и натужно он это делает. Настаёт моя очередь и я начинаю топить, но вижу, что пошли стрелочки и я вряд ли успею, а впереди, по уже не моей полосе, нарстречу едет большегруз. Я хочу вернуться в свою полосу справа, но там мотоцикл, сзади, прямо бампер в бампер меня неожиданно подпёрла другая машина и мне ничего не остаётся, как рвануть вперёд для обгона мотоцикла, прим это я не успеваю вернуться в свою полосу вовремя, и где-то на корпус въезжаю навстречку. Сразу же, в этот благостный момент, автомобиль, который подпёр меня сзади и не позволил сбросить скорость для возврата, включает плафон. Да, это было осетинское ГИБДД.

Разговор с осетинскими гаишниками

Я сруливаю на обочину и остаюсь в машине, даже не отстёгиваюсь, т.к. читал о случаях, когда людям это вменяли как нарушение, якобы инспектор подошёл - водитель не пристёгнут, значит лови штраф. В зеркало вижу, что с пассажирской стороны выходит гаишник, а сзади вылазит автоматчик и оба идут ко мне с разных сторон. Я слегка стреманулся, но больше от неожиданности, а вот жёнушка была совсем в ужасе.

Инспектор попросил документы, я ему без вопросов передал и сразу же согласился, что нарушил. Он долго листал и в итоге спрашивает где "Зелёная карта". Я указал, он крутил её, вертел и потом опять спрашивает, так где же зелёная карта? Я говорю вы же её в руках держите, для тупых она даже имеет характерный зелёный цвет. Он не унимался и стал расспрашивать давно ли их ввели и т.п., из чего я сделал вывод, что данный страж закона даже не имеет понятия, как выглядит стандартная страховка для граждан других государств, которая действует уже на протяжении многих лет. Не отдавая мне документы, меня пригласили прогуляться в патрульную машину для разговора со старшим, который сидел на месте водителя. Благоверная моя совсем испугалася, а я думал, что хорошо, что под ней кожаное сиденье, а то мало ли что. Сел в патрульную к главному, а автоматчик с сержантом остались снаружи.

Сходу меня начал пугать лишением, но на моё замечание, что его дают только за повторное нарушение, он заулыбался и похвалил за то, что ознакомился с их ПДД. Начались вопросы из серии "Ну что будем с вами делать?". Я молчал и обмозговывал сложившуюся ситуацию, ведь штраф светил в 5.000. Не дождавшись от меня вразумительного ответа или намёка, он попросил сержанта принести планшет с пустыми бланками протоколов, которые почему-то оказались в багажнике. Видимо ими настолько редко пользуются, что решили убрать с глаз долой. Повисла неловкая пауза... Я человек законопослушный, а наши стражи закона намного реже грешат такими вещами, поэтому мой опыт подобных переговоров крайне скуден и мал. Мне же не пришло ничего другого в голову, кроме как показать ему в тишине полумрака салона растопыренную пятерню, а про себя сказать сотен. Но он то человек опытный - многое повидавший, поэтому не растерялся, закивал и заулыбался приговаривая: "Тысяч это хорошо". Ну, а я чё? Говорю "не-не-не, я подумал о другом" - его улыбка куда-то убежала. Началась игра "Кто покажет больше пальцев", не играли, не? Но тут стоит упомянуть один немаловажный фактор - мы заправили полный бак, поэтому у нас осталось рублей 800 и мне нужно было кровь из носу уложиться в этот лимит. В итоге я не выдержал и раскрыл свои карты, озвучив величину имеющегося банка. Но он не сдавался и всё продолжал жалобно повторять как заведённый "Ну хотя бы тыщёнку" - хоть ты его возьми и пожалей. В конце концов мне отдают права, и я иду в свою машину соскребать по сусекам всю мелочёвку, насобиралось рублей 700-800 - их даже не считали, просто укатили в ночь.

Вот так подло меня остановили за 25 км до российско-грузинской границы. Кстати, я думаю, что те экипажи, которые снимают всё на видеокамеры с обочин - более цивилизованные и по закону впаяют вам 5 тыщ с сопроводительным протоколом.

Мы двинулись дальше, обсуждая способ нашей остановки и склоняясь к версии, что данная "коробочка" была разыграна специально. Но приехав на КПП "Верхний Ларс" и став в хвост очереди, за нами остановился тот самый злосчастный мотоциклист, который искренне нам посочувствовал, но денег не дал . Получается, что они специально прижались ко мне сзади, чтобы у меня не было другого выбора, кроме как нарушить правила. Не стоит думать, что ночью в зеркало заднего вида можно понять, что авто позади имеет полицейскую раскраску - это не так.

Но оставим плохое позади, наше путешествие привело нас на границу с Грузией . Выходишь из машины и на тебя обрушивается оглушительный рёв горной реки, который разносится по всему узкому ущелью, а в небе светят настолько яркие звёзды, что у нас такие не встретишь даже зимой в деревне в самый лютый мороз.

Я пытался рассмотреть, где же прячется начало очереди, но в темноте это сделать весьма затруднительно, хотя я всё таки рассмотрел огни КПП. Мы разложили спальные мешки, поставили будильник на 4.30 - к открытию границы и быстренько умчались в царство Морфея - на часах час ночи. Пройденное от дома расстояние ровняется 2.400 км, на дизтопливо и кофе потрачено 85$, ну ещё и про штраф не забываем.

На этом первая часть моего отчёта про поездку в Грузию на автомобиле заканчивается, а вот ссылки на продолжение:

Обновлено 18.04.2018

Мы вернулись! Путешествие в Грузию оцениваем на 5+ и уже понимаем, что обязательно побываем там снова! Конечно, хотелось бы остаться в Грузии подольше, заехать во все те места, которые запланировали, но….. две недели отпуска не резиновые 🙂

Я решила не разбивать отчет на несколько статей и описывать отдельно переход границы и отдельно заправки. Все будет здесь, в одном месте. Единственное исключение — описание достопримечательностей, их я точно вынесу в отдельные статьи.

Очень надеюсь, что этот пост станет руководством к действию и постараюсь описать все нюансы для читателей, планирующих посетить Грузию на своем авто. О чем буду рассказывать? Маршрут до Грузии из Нижнего Новгорода, описание поездки по дням (коротенечко о главном), переход границы Россия — Грузия, где остановиться на ночь после пересечения границы с Грузией, автозаправки, манера езды, обмен валюты, жилье, отношение к русским, стоимость поездки. И да! Грузинская еда стоит отдельного поста.

Маршрут поездки Нижний Новгород — Грузия

Из Нижнего Новгорода до пограничного КПП в Верхнем Ларсе можно добраться через Волгоград или выбрать более длинный путь — Воронеж-Ростов. Мы выбрали более длинный путь по двум причинам. Во-первых, планировалось заехать в Белореченск (моя Родина) и во-вторых, качество дороги на трассе М4 и М7 гораздо лучше волгоградских ухабов. В любом случае, принимать окончательное решение между «коротко, но дрянная дорога» и «длиннее, но отличное качество» нужно непосредственно перед поездкой. М7 частенько ремонтируют, из-за этого скапливаются приличные пробки.

Можно сказать, что нам повезло. Ремонтные работы на М7 были в районе Лакинска, но мы практически не стояли в пробке. А108 — обыкновенная тошниловка, куча населенки и фур. М4 — отличная трасса. Есть несколько платных участков, где разрешенная скорость 130 км/ч. Кра-со-та!

Теоретически, за один день можно добраться от границы до моря, если не заезжать в Тбилиси. Кстати, в случае с Грузией совсем не обязательно тщательно планировать маршрут. С жильем проблем нет, с интернетом тоже. Изначально, мы забронировали на море (в Кобулети) 3 ночи, а в итоге продлевали два раза 🙂

План поездки по дням

Выезд из города N в 7.00. Как только сели в авто сразу же обнаружили, что не работает прикуриватель. Мы через него заряжаем телефоны, детектор и навигатор. Печалька. Решили, что доедем так, а автоэлектрика будем искать в Белореченске.

Я очень люблю момент выезда в автопутешествии и он кардинально отличается от возвращения. Если, возвращаясь домой, ты тупо жмешь на тапку, то на старте чуть ли не подпрыгиваешь от волнения в ожидании новых впечатлений. Каждый оборот колеса чуть-чуть приближает тебя к намеченной цели. Я очень много фотографирую дорогу в направлении «туда» и ленюсь фотографировать в направлении «обратно».

Около 20.30 мы приехали в гостиницу «Славянка» на М4 (598 км), где останавливались в прошлом году, когда . Номер взяли самый обыкновенный. Стоимость на троих 1350 руб. При гостинице есть кафе, где можно неплохо поужинать и позавтракать.

В семейных автопутешествиях мы никогда не едем до упора и не ночуем в машине. Ночью нужно спать на нормальных кроватях, чтобы на следующее утро чувствовать себя отдохнувшим, а не разбитым.

Перейдя по ссылке можно подобрать для себе несколько вариантов гостиниц на трассе М4 в зависимости от №км — http://trassa-tour.ru/avtodoroga/m4-don

И снова выезд в 7 утра. Кто рано встает……, тот приезжает раньше и успевает к праздничному столу 🙂

Чем дальше на юг, тем становится все жарче. Как же приятно скинуть с себя куртки и натянуть шорты с майками! Вообще, всю поездку в Грузию можно охарактеризовать, как «а давайте украдем у осени кусочек лета?» и нам это вполне удалось.

На обед остановились в новой столовой при гостинице Родина (1076 км). Очень прилично и вкусно. Цены средние. Рекомендую.

Недалеко от станицы Кущевская проезжали мемориал «Поле казачьей славы». Заходить не стали, рвались доехать быстрее. Кто-нибудь знает что там?

Целый день провели в Белореченске. Отдыхали от дороги и искали автоэлектрика. Оказалось, что поломка плевая, перегорел предохранитель.

Выезд в 7.15. Сегодня по плану переход границы и заселение в первый отель на территории Грузии. От Белореченска до приграничного КПП — 556 км. Ровно в 16.00 мы были на границе. По пути проехали несколько Республик. Дороги, практически везде, хорошие. Кавказская манера езды начинается далеко не в Грузии. Всю мощь темперамента мы прочувствовали уже по пути 🙂

После Владикавказа, да и на подъезде к нему, уже видно горы. Как говорится, лучше гор, могут быть только горы.

Никаких проблем с прохождением границы не было. 22 минуты — практически рекорд.

От границы до поселка Степанцминда всего 15 минут езды. Отель мы забронировали на Букинге заранее — Red Stone Guest House . Хочу заметить, что в приграничном поселке цены на жилье довольно высокие. Наш трехместный номер с общим душем и туалетом стоил 90 лари за ночь. В переводе на российские рубли это 2 500 руб.

Все это не просто так. Над поселкам возвышается Казбек, который любит прятаться в облаках и именно здесь начинаются туристические треки и пешеходные маршруты. Казбек не каждому показывается. Нам удалось запечатлеть на фотоаппарат оба варианта, и с Казбеком и без. На обратном пути гора с ледяной верхушкой от нас скрылась. Мне еще подумалось тогда — вот ведь какая засада, люди специально приезжают на него посмотреть и взобраться на гору к церкви Гергети, а он, ца-ца такая, капризничает.

Этот день оказался самым насыщенным по впечатлениям и невероятно длинным. Утром мы взобрались поближе к Казбеку и , а вечером уже были в Тбилиси. Можно сказать, что целый день мы провели на военно-грузинской дороге . Достопримечательности, которые были осмотрены по пути, требуют отдельного поста —

Обратите внимание — очень солнечно, а мы в куртках. В 8 утра смартфон показывал 6 градусов тепла в Степанцминда. Больше фотографий с военно-грузинской дороги в этой статье показывать не буду). Очень красиво! Пусть останется небольшая интрига))

Квартиру в Тбилиси мы тоже бронировали заранее, еще будучи в России. Выбрали Sofia Guest House за большую площадь и близость к метро. Мы как-то сразу решили, что по Тбилиси не будем передвигаться на авто. Стоимость жилья 160 лари за две ночи (примерно 4 500 руб). Подробнее о квартире читайте .

Этот день мы полностью посвятили . По мне, так мы посмотрели очень мало, практически «пробежались по верхам». Столица Грузии осталась непонятой. Здесь нельзя спешить и лучше провести в Тбилиси хотя бы 3-4 дня.

За моей спиной видно верхнюю площадку канатной дороги. К сожалению, она не работала, а мы поленились подниматься пешком в гору к крепости. В тот день в Тбилиси было очень жарко, хотелось в тенечек и окунуться в фонтан.

Выезжаем из Тбилиси и двигаемся в направлении моря. Накануне вечером, после недолгих раздумий, были забронированы апартаменты в Кобулети на 3 ночи (160 лари). Потом мы их продлевали два раза, потому что никак не могли оторваться от теплейшего моря:). Про апартаменты есть отдельный пост. Читать

На обратном пути мы заехали в . Город мне очень понравился. Знаете, у него есть этакий светский лоск. Настоящий курорт с красивой набережной и обустроенным пляжем. Обожаю эту фотку!

28 сентября мы опять откисали в море 🙂 Особо рассказывать нечего. Зато 29го решили прогуляться по , благо он находится недалеко от Кобулети. Такие замечательные виды открываются со смотровой площадки. Зелень на самом деле такая сочная, фотошопа ноль.

Выехали из Кобулети и направились в сторону дома. Но, поехали мы огородами)), хотелось посмотреть на и прогуляться по . И то и другое очень понравилось.

1,2,3 октября мы провели в дороге. Три дня ехать тяжеловато. Все таки идеальный вариант — два дня за рулем, далее — один день отдыха. Осенью темнеет раньше, поэтому мы вставали на ночевку самое позднее в 20.00.

На обратном пути военно-грузинская дорога пролетела гораздо быстрее. Мы сделали всего лишь одну остановку — около арки Дружбы народов. Обратный переход границы мне не понравился, но об этом читайте ниже.

В России мы заночевали два раза в придорожных гостиницах. Одну из них буду рекомендовать, а другую — нет. Первая гостиница — «Элита» около Армавира. Придорожный мотель плохонький, хоть нам и выделили двухкомнатный номер за 2 100 руб. Все какое-то старое и с горячей водой проблемы. Мне пришлось покинуть холодный душ и прямо в полотенце идти разбираться на ресепшн.

Вторая ночевка была в Липецкой области, гостиница «Полет» (2 000 руб за трехместный номер). Ее легко узнать по настоящему самолету перед фасадом гостиницы. Вот эту гостиницу могу порекомендовать.

Путешествие в Грузию получилось очень гармоничным. Все пазлы встали на свои места: с погодой повезло, море было бесподобное, люди очень доброжелательные, природа выше каких-либо эпитетов, а визовый режим максимально облегчен для россиян. Я точно знаю, в Грузию мы вернемся еще не раз.

Переход границы Россия — Грузия

Процедура перехода границы очень простая. Из документов вам потребуются: загранпаспорт, свидетельство о регистрации ТС (техпаспорт) и водительское удостоверение. Мы ездили с российскими водительскими правами. Никакие страховки (медицинские и на авто) на границе не спрашивали. Однако, будьте внимательны! С 1 января 2016 года грузинская сторона обещала требовать гринкарту на авто. Страна вступает в «зеленый альянс». я все равно покупала для семьи, мало ли что.

Если вдруг владелец авто отказался ехать с вами в Грузию, то на границе потребуется предъявить нотариально заверенную доверенность на английском языке. Виза россиянам в Грузию не нужна (если срок вашего пребывания не превышает 90 дней). Штамп шлепают в загранпаспорт прямо на КПП.

Из России в Грузию на авто можно попасть только через один единственный КПП около Владикавказа — «Дарьяли».

Не пытайтесь въехать в Грузию через Абхазию или Южную Осетию. Между странами отношения, мягко говоря, натянутые. Кстати, если у вас в загранпаспорте есть штамп о въезде в Абхазию или Южную Осетию, то с путешествием в Грузию нужно повременить.

Порядок действий на КПП следующий:

  • подъезжаете к российской границе и опускаете все стекла на авто. Перед шлагбаумом у вас просто спросят сколько человек собираются переходить границу;
  • проезжаете дальше, выбираете очередь для легковых авто и ждете своего звездного часа;
  • подъезжаете к кабинке, берете документы и отдаете пограничнику. Первым подходит водитель авто, а уже потом пассажиры ;
  • вам могут задать несколько вопросов: цель пересечения границы, куда едете и т.д.;
  • по просьбе таможенников открываете все двери авто и багажник (могут и не проверять);
  • загружаетесь в авто и едете по нейтральной территории к грузинской границе;
  • на грузинском КПП пассажиры должны выйти из автомобиля и пройти границу отдельно (справа есть специальное помещение);
  • водителю необходимо подойти к кабинке, отдать документы и вежливо отвечать на вопросы пограничников;
  • далее нужно еще раз открыть багажник, чтобы показать таможеннику авто и не забыть забрать своих пассажиров.

Из личного опыта: границу Россия — Грузия мы прошли как по маслу — 20 минут на все про все, а вот на обратном пути встряли в огромную пробку, в которой проторчали 3 часа. Грузинские пограничники нас пропустили очень быстро, зато российская сторона явно не спешила. Автомобили запускали партиями + была огромная очередь из фур. Наш автомобиль не досматривали. Эх, надо было больше вина брать! Мы не стали рисковать и купили ровно столько сколько разрешается по правилам: 3 литра на человека.

На подъезде к границе (и туда и обратно) вы, скорее всего, увидите целую вереницу фур. Не нужно становиться за ними в очередь. Смело объезжайте их, даже если придется ехать по встречке.

КПП не работает ночью в связи с угрозой схода селевых потоков. Информация актуальна на сентябрь 2015 года. Обязательно уточните ситуацию непосредственно перед поездкой. Скорее всего из-за этого и скапливаются огромные очереди из фур. Угроза селевых потоков вполне реальная. На грузинской стороне, сразу же за КПП, есть ужасный участок дороги. Его то как раз и смыло. Нужно ехать очень аккуратно.

Автозаправки в Грузии

Стоимость топлива в Грузии выше чем в России, поэтому не забудьте заправить полный бак перед КПП. Как правило, на грузинских заправках не указан № марки бензина, только обозначение: регуляр , премиум или супер . Все просто: регуляр — 92, премиум — 95, супер — 98.

Практически все автозаправки принимают банковские карты. Наличные деньги можно отдавать прямо заправщикам. Они сами сходят в кассу и принесут вам чек и сдачу.

Стоимость топлива в Грузии: №92 — 1,88 лари (52 руб), №95 — 1,99 лари (55 руб). Дороже, чем в России, но дешевле европейских цен.

Отслеживать актуальную стоимость топлива можно на сайте autotraveler.ru . Это очень полезный ресурс для автолюбителей, поэтому я его всячески рекомендую. Там же можно ознакомиться с основными ПДД Грузии.

Манера езды горячих грузинских мужчин

Это полный трэш, особенно с непривычки 🙂

Перестраиваться без поворотника это вполне себе нормально. Если авто перестраивается влево, то вы можете надеяться, что водитель включит поворотник. А вот если авто съезжает на обочину или поворачивает направо — не дождетесь!

Движение хаотичное, все куда-то опаздывают и очень много сигналят друг другу. Сначала, это ужасно бесило, а потом мы поняли, что сигналы в Грузии являются средством общения. Если вам коротенечко сигналят два раза, то просто предупреждают о своих маневрах, н/р вас будут обгонять. Ну да, конечно, поворотники придумали совсем не для этого. Если гудок резкий и протяжный, то в буквальном смысле это означает: «Куда прешь, урод». Представляете какая какофония стоит на проезжей части в крупном городе?

В Тбилиси мы вообще оставили авто у дома и передвигались на метро. Нафиг нам такие приключения. Если к маневрам на дороге еще как-то можно привыкнуть и даже подстроиться под общий поток, то с пешеходами в Грузии беда. Виноваты обе стороны. Пешеходные переходы в Грузии имеются, но люди переходят дорогу там, где им вздумается. Я еще могу понять неразумных домашних животных, которые спокойно могут прогуливаться по трассе, мирно пожевывая пыльную травку, но люди….. Водители не лучше. Никто никого на пешеходном переходе не пропускает. Дорогу переходить реально страшно.

Начала говорить про животных, пожалуй, закончу мысль. Также как и в Абхазии, в Грузии коровы — священные животные. Им можно мирно возлежать на скоростной трассе в тенёчке, резко переходить дорогу и, конечно же, не замечать автомобили. Помимо коров, священными животными являются козы, овцы, свиньи и куры. Весь этот зоопарк выходит на дорогу в небольших населенных пунктах и перекрывает движение.

Да, и еще — вас будут обгонять через сплошную и под запрещающий знак. Это нормально, и вы быстро к этому привыкнете. Главное, на территории России быстро перестроить свое мышление).

Обмен валюты

В Грузию можно ехать с рублями. С обменом российской валюты нет никаких проблем. За 1000 руб дают от 30 до 35 лари. Самый выгодный обмен был в Тбилиси — 34 лари за 1000 руб (без комиссии), а самые жадные менялы работают в Степанцминде — 30 лари за 1000 руб.

По моим наблюдениям, в банке обменивать рубли чуть менее выгодно, чем в обыкновенных обменниках. В магазинах и на автозаправках мы расплачивались картой.

Текущий курс: 1 лари = 27,61 руб. Для осмысления дороговизны того или иного приобретения, мы умножали стоимость покупки на 30. Обязательно проверяйте свежий курс лари перед поездкой.

Жилье в Грузии

Я уже затронула тему жилья выше, поэтому просто подытожу. Не знаю как в сезон, но в сентябре мы спокойно забронировали апартаменты на . На Airbnb также можно выбрать квартиры и комнаты. Скажу больше, по приезду вы также спокойно найдете себе жилье. Ведь не у всех арендодателей есть возможность зарегистрироваться на Букинге.

Апартаменты на троих обходились нам от 45 до 90 лари в сутки, в зависимости от города. Мы искали определенный уровень комфорта. Разумеется, можно найти жилье и подешевле.

Около моря я видела пару оборудованных кемпингов. В памяти отпечаталась стоимость 15 лари. Вот только не знаю, с человека это или с автомобиля. Если вы любите палатки и романтику, то велкам в Грузию. Один из кемпингов точно функционирует на территории Ботанического сада, а другой — за Кобулети.

Отношение к русским

Я не заметила какого-то особенного к себе отношения. Все очень доброжелательны, языкового барьера нет вообще. При возникновении каких-либо затруднений нам всегда приходили на помощь.

В одном из придорожных кафе не было меню на английском языке, только грузинское. Женщина (почему-то мне кажется, что это была хозяйка) все нам пересказала и посоветовала блюда.

Расскажу про один эпизод. В Тбилиси мы взяли такси и таксист сам разговорился. Мы его не принуждали. Честно, честно. Рассказал, что на улицах все люди грустные, а раньше всегда улыбались и были жизнерадостными. Работы нет, местные уезжают в Россию или Европу. Искренне пожалел, что Грузия испортила отношения с Россией. Это была самая обыкновенная правда от самого обыкновенного жителя Тбилиси.

Стоимость поездки

Обычно я веду калькуляцию поездки, чтобы потом можно было проанализировать стоимость удовольствия.

Дано: 3 человека, авто Киа Соул, 5 500 км, 15 дней путешествия.

В расчете на 1 человека получается 24 198 руб. Наверное, не очень корректно сравнивать две поездки, но для примера могу привести новогоднее путешествие . За 8 дней путешествия мы потратили 80 297 руб.

В целом, стоимость продуктов в Грузии примерно на уровне России. В магазинах легко можно найти привычные российские товары. В кафе-ресторанах оставляли около 50-80 лари на троих, вино в магазине стоит от 10 лари, проезд в транспорте 0,5 лари.

Вот такое у нас получилось путешествие. Грузинский вопрос не закрыт! У меня есть что еще вам рассказать:-). Вот, например, пост о том что можно и привезти в качестве сувенира.

О том, читайте в отдельной статье!