Вюрцбургская резиденция вюрцбург. Шедевр эпохи барокко: Вюрцбургская резиденция. Главные достопримечательности замка

Вюрцбургская епископская резиденция (нем.Würzburger Residenz) - это памятник мировой культуры, шедевр позднего барокко. В ней нашли свое отражение лучшие идеи эпохи. Она является оригинальным результатом синтеза французской дворцовой архитектуры, австрийского имперского стиля, северо-итальянского дворцового и сакрального зодчества. Ее ставят в один ряд с венским Шёнбрунном и французским Версалем. В список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Резиденцию внесли в 1981 году.

В решающие периоды истории города Вюрцбургом правили два архиепископа из рода Шёнборнов, помимо честолюбия отличавшиеся еще и любовью к искусству. Йоханн Филипп Франц фон Шёнборн в 1719 г. приступил к планированию большого проекта Резиденции архиепископов в стиле барокко, а Фридрих Карл фон Шёнборн энергично способствовал завершению строительства в 1744 г. Помимо прочего, Вюрцбургу удалось профинансировать эту «стройку века», не залезая в долги.

Резиденция в Вюрцбурге была одним из самых престижных и амбициозных проектов своего времени во всей Европе. Главным архитектором был Иоганн Бальтазар Нейман (нем.Johann Balthasar Neumann). К моменту, когда Нейман получил этот заказ, ему исполнилось всего 33 года. Резиденция стала первым большим проектом Неймана и оказалась делом всей его жизни - главным из трех десятков дворцов, церквей, часовен, построенных по его проектам. Вокруг Дворца-резиденции был раскинут роскошный барочный парк →

На площади перед Дворцом установили роскошные ворота. Они увенчаны императорской короной. Ворота были изготовлены в мастерской Георга Эгга в 1748-1751 г.г. В наши дни через эти ворота туристы входят в прекрасный французский регулярный парк, который я настоятельно рекомендую вам посмотреть.


Во Дворце-Резиденции есть роскошнные покои, предназначенные для императора Священной Римской империи во время его пребывания в Вюрцбурге. В середине XVIII в. в моду вошел рококо, так что Императорский зал, императорские покои с зеркальным кабинетом и некоторые другие помещения выполнены именно в этом элегантном стиле, основной орнаментальный мотив которого напоминает морскую раковину (от французского «rocaille»).

Мастер-лепщик Антонио Босси придал таким орнаментам особенно пылкие формы и изломанные контуры, создав то, что порой называют «вюрцбургским рококо», создав таким образом неповторимый облик Императорского зала.

Шедевр Тьеполо в Вюрцбурге - роспись Императорского зала. Здесь изображены и бракосочетание императора Фридриха Барбароссы с Беатрисой Бургундской в 1156 г., и Рейхстаг 1168 г., проходивший в Вюрцбурге. Оба эпизода проясняют распределение ролей между духовной и светской властью в старой империи. Так Тьеполо изобразил в прекрасной инсценировке, как император подтверждает вюрцбургскому епископу его титул герцога Франконского


Декоративное оформление интерьеров выполнялось в три этапа и началось ещё при князе-архиепископе Фридрихе Карле. При его преемнике Карле Филиппе фон Грейфенклау были выполнены известные живописные работы. Со смертью заказчика Грейфенклау закончилась эпоха «вюрцбургского рококо». Более поздние интерьеры, появившиеся при Адаме Фридрихе фон Зейнсгейме, выполнялись в более скромном стиле Людовика XVI.

В оформлении дворца фресками и штукко приняли участие знаменитые итальянские художники Джованни Баттиста Тьеполо, Антонио Джузеппе Босси (Белый зал) и Иоганнес Цик (Садовый зал).

Джованни Баттиста Тьеполо украсил парадную лестницу самыми крупной потолочной фреской в мире. Тема была задана заказчиком Карлом Филиппом фон Грайффенклау, который следовал известным образцам - фрескам над Посольской лестницей в Версальском дворце. В Вюрцбургской Резиденции на четырех сторонах свода триумфируют четыре континента, над ними в море красок сценой для покровителя муз Аполлона и его спутников более или менее божественного прoисхожденияя небо. Внизу - царство земного, над ним - идеальный, нематериальный мир, в котором правят сладостные музы. Два несовместимых мира, кажется на первый взгляд, но между ними есть посредник - архиепископ фон Грайффенклау. Его профиль в овальной раме парит между обеими сферами. Он видит себя наместником Аполлона на Земле, при его освященном музами дворе расцветают все виды искусства, поддерживаемые его меценатством; он готовит Аполлону пристанище на Земле.


Лестница и фрагмент фрески

Все помещения Резиденции отличаются изысканностью и великолепем отделки. Садовый зал поражает своими росписями потолков, которые выпонил Иоганнес Цик. Арочная галерея с колоннами окружают зал по периметру и создают его неповторимую прелесть.


Садовый зал

"Дворец этот достоин короля, он мог бы стать подходящим обрамлением даже для императорских приемов, однако всегда оставался всего лишь резиденцией провинциального немецкого епископа, невероятно амбициозной приходской церковью". Неважно кому на самом деле принадлежит это суждение - Наполеону или императору Иосифу II, - оно метко определяет особенность Резиденции Вюрцбурга.

В 1803 г. светской власти епископов пришел конец, архиепископство в прочей «репарационной массе» отошло к баварскому курфюрсту. Дворец перестал быть средоточием власти, став всего лишь побочной резиденцией.

Редкое использование дворца способствовало тому, что Резиденция до 16 марта 1945 года мало изменилась по сравнению с эпохой последнего князя-епископа. Авиабомбы не пощадили феерическое творение Нойманна. Все флигели сгорели, всё из обстановки, что не успели вывезти, было уничтожено, и как целостные произведения искусства сохранились только те помещения, которые Нойманн снабдил каменными сводами: Дворцовая церковь, Садовый зал, вестибюль, Парадная лестница, Белый и Императорский залы.

К счастью американский офицер Джон Д. Скилтон, отвечавший за охрану памятников архитектуры и искусства, вскоре позаботился о том, чтобы своды самых важных залов получили временную кровлю. Так спасли главные покои дворца, а баварское правительство провело обширную реконструкцию основных его анфилад.

Огромное здание Вюрцбургской резиденции состоит из нескольких частей, которые сегодня совершенно независимы друг от друга и имеют отдельные входы. Всего дворец насчитывает 400 комнат, разделяющихся на северные и южные апартаменты. Хофкирхе — домовая церковь — сейчас является самым популярным местом бракосочетаний в городе.

В 1720 году Бальтазару Нойману было поручено проектирование новой епископской резиденции в Вюрцбурге — масштабного дворцового комплекса, который призван был стать своеобразным памятником могущественному епископскому роду Шёнборнов — Грайфенклау, занимавшему видное положение в огромной империи. Непосредственным заказчиком выступал вюрцбургский епископ Иоганн Филипп Франц фон Шёнборн, но главы семейного клана — канцлер империи, курфюрст Лотар Франц фон Шёнборн и вице-канцлер империи Фридрих Карл — были едины в своем стремлении принять в создании этого памятника самое активное участие.

Парадная резиденция маленького, но гордого и амбициозного княжества в австро-германской империи имела гораздо большее значение, нежели родовой замок в каком-либо другом месте Европы. Она была наглядной демонстрацией древней родословной, достоинства, богатства и успеха ее владельцев, их главной презентацией себя и своего «королевства». С начала XVIII века уже не воинская слава, но возведение дворцов и парков, собирательство коллекций и библиотек, блеск и утонченный этикет придворной жизни в наибольшей степени способствовали самоутверждению местных князей. И именно в эту область теперь было перенесено их основное соперничество. Целые россыпи маленьких «Версалей», стремящихся иметь все атрибуты королевского величия и роскоши в сочетании с современными достижениями французской моды, появились в это время в каждом уголке австро-германских земель. И Вюрцбургской резиденции суждено было стать одной из самых блистательных из них.

Вице-канцлер Фридрих Карл фон Шёнборн, курировавший это строительство из Вены, прислал в качестве консультантов уже прославленных архитекторов империи — Максимилиана фон Велша и Иоганна Лукаса фон Хильдебрандта.

Возглавлявший работы Бальтазар Нойман мог противопоставить им лишь свою страстную одержимость и поддержку Шёнборнов, убежденных в том, что их протеже «обещает принести много пользы и добиться большого успеха». Помимо Хильдебрандта и фон Велша из Парижа для консультаций приглашались Робер де Котт и Жермен Боффран. Большую роль в декорировании интерьеров сыграли привлеченные скульпторы и лепщики Иоганн Вольфганг фон дер Овера и Антонио Босси и знаменитый живописец Джованни Баттиста Тьеполо. Нойман, автор проекта и воплотитель основных идей, подобно гениальному дирижеру сумел объединить все эти австрийские, французские, итальянские и фландрские влияния в гармоничное целое, сохранившее своеобразие местного франконского стиля.

Решающей в определении основных типологических черт вюрцбургского ансамбля оказалась специфическая ситуация в культуре всего Австро-Германского региона начала XVIII века, а именно — чрезвычайно быстрое прохождение стилевых фаз художественного развития (в этом очевидно сходство и со всей Восточной Европой). В немецких постройках 1720-1740-х годов черты итальянского барокко, французского классицизма XVII века и французского рококо начала XVIII столетия, нередко сосуществуют вместе в самом причудливом симбиозе. Архитектура парадных дворцов, и особенно дворцов крупных резиденций, дольше всего сохраняла тяжеловесные барочно-классические формы. Само представление о репрезентативности связывалось, прежде всего, с монументальностью. Во дворце Вюрцбургской резиденции мы находим соединение барочной торжественной архитектуры фасадов, обильно украшенных лепниной и скульптурой, с версальским курдонёрным принципом построения парадного двора, при котором сильно выступающие боковые флигели создают энергичное «движение» вглубь, к главному фасаду основного здания. Выбранный Нойманом для строительства желтый песчаник, золотистый тон которого усиливает охра, сообщает нарядной архитектуре дворца дополнительную цветовую интенсивность.

Композиционная схема резиденции включает несколько флигелей, объедиенных вокруг центрального здания. Внутренние дворы разделены поперечными строениями, образуя сложную конфигурацию из многочисленных корпусов и дворов. К зрителю, обходящему дворец с внешней стороны, он каждый раз обращается новым неповторимым фасадом, как будто демонстрируя некий комплекс разнообразных типов дворцовой архитектуры.

Главный, парадный фасад обращен в сторону города. Его глубокий внутренний двор (Эренхоф) закрывает великолепная ажурная решетка. Помимо следования схеме французского курдонёра в формировании парадного фасада, данью французской моде также явились мансардные полуэтажи, которые не только оживили и разнообразили архитектуру дворца, но и предоставили достаточно места для размещения служб. Парадный фасад отличается обильным декором, организованным регулярным членением окон и пилястр. Пышный барочный портал имеет балкон над колонным портиком, на который выходят огромные, арочной формы французские окна-двери. Балюстрада кровли в традиции итальянского барокко украшена многочисленными вазонами и скульптурой.

Очень наряден Гартенфасад (садовый фасад), выходящий к Хофгартену (дворцовому парку), в противоположность городскому фасаду вытянутый по единой линии на 167 метров. Плоскостность боковых едва выделенных пилястрами, только подчеркивает нарядную пластичность трехгранного объема центрального павильона, украшенного круглыми и овальными окнами и роскошной лепниной. В решении Гартенфасада проступает очевидное влияние венской архитектуры: его центральный павильон явился блестящей ноймановской вариацией центрального ризалита Верхнего Бельведера в Вене архитектора Иоганна Лукаса фон Хильдебрандта.

Главным элементом торжественной представительности и смысловым центром резиденции стала ее знаменитая парадная лестница. Известно, что по указанию Иоганна Филиппа Франца фон Шёнборна она должна была быть подковообразной формы и идти наверх двумя маршами с двух сторон вестибюля, как это было принято в венских дворцах. Однако Нойман, после поездки в Париж и знакомства с новыми достижениями французской архитектуры, создал новый план. Пятинефное, занимающее всю северную часть холла здание лестницы начинается единым маршем и на площадке поворота разделяется на два рукава, поднимающихся торжественными монументальными маршами на верхний этаж.

В этой великолепной театрализованной, невиданной по своему масштабу лестнице искусство Нойманаинженера проявилось во всем блеске. Архитектор устранил из проекта первоначально запланированные верхние ряды опор, оставив всю конструкцию с ее огромными массами свободно лежать на выгнутых сводах с четко просчитанной кривизной подъема. Сохранились свидетельства современников, что Иоганн Лукас фон Хильдебрандт сомневался в жизнеспособности ноймановской конструкции, предсказывая, что за созданный эффект рано или поздно придется расплачиваться ее крушением. Тем не менее во время бомбежки 1945 года именно лестница единственная осталась стоять непоколебимым остовом вместе со своим знаме нитым, расписанным Тьеполо сводом среди рухнувших стен соседних флигелей.

Именно в Вюрцбурге итальянскому художнику Джованни Баттисте Тьеполо, уже прославившемуся к этому времени в качестве «короля монументальной живописи», суждено было создать свои наиболее знаменитые шедевры: грандиозную фреску лестничного свода (длиной почти 32 метра, шириной 18 метров), ставшую самой большой потолочной фреской в мире, и фрески Императорского зала (1752-1753).

По своей развернутой аллегорической программе фреска лестничного зала соответствует ее беспрецедентному масштабу и является образцом парадной иконографии уходящего барокко. Тьеполо задумал воссоздать картину современного ему мироустройства, где центральной темой становится восхваление правления князя-епископа Вюрцбургского как покровителя наук и искусств. Живопись Тьеполо также украшает главный парадный зал резиденции — овальный Императорский. Здесь для стенных фресок было выбрано два значительных события из истории вюрцбургского княжеского дома: бракосочетание Фридриха I Барбароссы и Беатрисы Бургундской (1156) и получение епископом Вюрцбургским Франконского герцогства из рук императора (1168).

Ноймановская архитектура Императорского зала — шедевр франконского рококо, тем более удивительный, что все приемы этого легкого и изысканного стиля, во применяемые прежде всего в камерных пространствах небольших особняков, здесь предстают в барочных масштабах торжественного зала с двухъярусным освещением и сводчатым перекрытием. Все элементы рокайля здесь доведены до необыкновенной выразительности и даже утрированы, за счет чего возникает необычайно яркий, поражающий воображение эффект.

Покрытые штукатуркой и расписанные стены имитируют мрамор — любимый прием обманки рококо. Огромные раковины раскрываются над дверными и оконными проемами, рокайльный картуш и формообразующая спираль подчиняют своему изогнутому ритму богатый декор стен и свода. Овал, лежащий в основе плана зала, многократно повторяется в арочных формах окон, дверей, зеркал, падуг свода и декоративных филенок. Обилие белого цвета и преобладающая нежная пастельная гамма добавляют впечатление удивительной легкости этому залитому светом пространству. Свет струится из многочисленных окон, стеклянных дверей, зеркал и даже из рам и лепнины, куда вставлены крохотные овальные зеркальца.

Величественные росписи Тьеполо за счет легкости письма и высветленного колорита совершенно лишены какой-либо подавляющей монументальности. В соответствии с игровой эстетикой барокко фигуры фресок, «покидая» отведенные им обрамлениями места, «разбредаются» по стенам, вылезают из картушей и располагаются на архитектурных элементах, однако, как и белоснежные порхающие скульптуры, они совершенно лишены какой-либо объемной телесности и бесплотными видениями парят в светоносном зале.

Императорский зал — сердце резиденции, на нем сходится круговая анфилада парадных комнат князя епископа. Здесь в других, уже камерных масштабах, мы опять встречаемся со всеми характеристиками франконского рокайля. Это и причудливые кружева стукковой лепнины, и имитации росписи под мрамор, и настенные гобелены на парковые темы, и фигурные рамы десюдепортов, и изящная инкрустированная мебель. Следуя французским образцам, Бальтазар Нойман объединил комнаты в длинную анфиладу протяженностью более 160 метров. Южные комнаты, включающие Зеркальный кабинет, появились в 1729-1746 годах при правлении Фридриха Карла фон Шёнборна, в них заметна ориентация на венское рококо. Северная анфилада была оформлена позже, в 1749-1754 годах, при Карле Филиппе фон Грайфенклау и включает комнаты с великолепными резными деревянными панелями и стукковой декорацией из позолоченной и белой лепнины работы итальянца Антонио Босси.

Именно в Германии достигла апогея столь любимая в рококо игра с зеркалами и светом — ее вершиной явились зеркальные кабинеты, великолепным образцом которых стал Зеркальный кабинет Вюрцбургского дворца с его фантастическими эффектами множащихся отражений уходящих в бесконечность пространств. Только в Германии сохранилось все многообразие этой игры, когда кусочки зеркал вкраплялись в лепной декор потолка, стен, картинных рам, вспыхивая вдруг от солнечных лучей или огня свечей волшебным блеском в самых разных уголках зала.

Чрезвычайно эффектен Гартензал (садовый зал), который находится на нижнем этаже, выходящем в парк. По контрасту с несколько распластанным овальным зальным объемом Нойман выстроил внутри него сферическую аркаду из стройных колонн, над которой раскинулся легкий шатер свода. В соответствии с модой рококо в интерьер привносятся формы парковой архитектуры. Эффект усиливается тем, что иллюзионистическая зелень свода и реальная зелень сада, входящая в зал через многочисленные проемы высоких французских окон-дверей, размывают границы реальности, создавая иллюзию единого легкого, пронизанного светом пространства садовой беседки.

Неотъемлемой частью Вюрцбургской резиденции является придворная церковь — Хофкирхе (1743). Розовая узорчатая текстура мраморных колонн, белый и позолоченный мраморный стукк и теплый колорит фресок работы придворного живописца Рудольфа Вайса образуют богатую контрастами красочную композицию. Над боковыми алтарями расположены две картины Джованни Баттиста Тьеполо: «Вознесение Марии» и «Битва ангелов».

В начале XVI века в искусстве Московского государства произошел перелом, связанный с нарастанием националистических тенденций в государственной и...

Центр административного округа Нижняя Франкония город Вюрцбург расположен на реке Майн. Одновременно он является центром римско-католической Вюрцбургской епархии (возглавляется епископом).


Карта Вюрцбурга.

Епископство в Вюрцбурге образовано в раннем средневековье, в 741 году, а первое документальное упоминание о городе датируется 704 годом. В 1127 году здесь состоялся первый в Германии рыцарский турнир. В 1168 году кайзер Фридрих I Барбаросса возложил на епископа Герольда титул герцога, объединяя этим актом в одном лице церковную и светскую власть на землях Франконии.

Проходили годы, столетия, спокойные, мирные и не очень. В первой половине XVII века на германских землях буйствовала Тридцатилетняя война, а вслед за ней частые эпидемии чумы. Мало этого, в порыве необузданного усердия в стремлении избавить (якобы!) страну от напастей, святая инквизиция внесла свой вклад в дело спасения народа. Она нашла несомненных виновниц всех бед измученной страны и тут же приступила к практическим действиям по их ликвидации. Франкония во главе с Вюрцбургом превратилась в арену «охоты на ведьм». Университетский город за четыре года с 1626 по 1630 заживо сжег около 900 женщин.

Тридцатилетняя война завершилась к середине XVII века почти полным уничтожением хозяйства Германии, примерно наполовину сократилось ее население. Германские государства с трудом возрождались. Вюрцбургская епархия в это трудное время решила показать вдохновляющий пример возрождения, построить огромное, богато украшенное здание дворца - резиденции (Residenz) епископа Йоханна фон Шёнборна. Необходимые средства вдохновленное радостной перспективой население Франконии сумело собрать лишь к 1720 году. Тогда и началось строительство по уже готовому проекту Балтазара Нойманна. Более, чем через двадцать лет, в 1744 году, на холме появилось прекрасное, построенное в стиле пышного немецкого барокко, здание одного из самых больших и красивых замков Европы. Трижды побывав в нем в 1806 – 1813 годах, Наполеон назвал Дворец «самым большим поповским домом Европы».


Резиденция Вюрцбурга. Курдонер (парадный двор между боковыми корпусами) Резиденции размером 167Х90 метров. Богато украшенный фасад центрального корпуса Резиденции.
Кроме курдонера, Резиденция включает несколько корпусов, капеллу.

Резиденция Вюрцбурга. Детали украшения фасада Резиденции.
Резиденция Вюрцбурга. Металлическое украшение фасада Резиденции.

Резиденция Вюрцбурга. Величественную парадную лестницу (Treppenhaus) украшает великолепный плафон, расписанный венецианцем Джованни Баттиста Тьеполо в 1752 году. На нем аллегорически изображены четыре материка, известные в то время. Живопись незаметно переходит в рельеф и сливается с архитектурой. Этот эффект усиливает свет, льющийся с двух сторон из окон.

Тьеполо выполнил также роспись плафона императорского зала (Keisersaal), посвященную бракосочетанию Фридриха Барбароссы с Беатрисой Бургундской в 1156 году. Здесь также запечатлен момент получения епископом Вюрцбургским Франконского герцогства. Между иллюзорно написанными драпировками Тьеполо вставил куски зеркал, создающие эффект небесного сверкания. Богато украшен лепкой А. Босси Белый зал.

Такое изысканное убранство внутренних залов немного неожиданно после созерцания классического, даже сурового внешнего вида дворца.

В регулярном парке Резиденции с ажурной решеткой ворот, цветниками и большим количеством садовых скульптур бросается в глаза несомненное влияние французского Версаля. Территорию парка ограничивает бывшая крепостная стена города.

В начале XIX века в ходе секуляризации Наполеона Вюрцбургское епископство было ликвидировано. С 1806 года по 1814 год существовало Великое герцогство Вюрцбург, светское государство. Его главой был бывший великий герцог Тосканский Фердинанд III, дядя Марии-Луизы Австрийской, второй жены Наполеона. То есть, традиция максимально возможного использования многочисленных родственников, одноклассников, однокурсников и просто земляков в государственной кадровой политике была сильна и в прошлые времена и не только в России.

После того, как принц Людвиг Баварский (будущий Людвиг I), молодой наследник баварского короля, пользуясь поддержкой влиятельной антинаполеоновской партии, сумел добиться своевременного выхода Королевства Баварии из-под вассальной зависимости от наполеоновской Франции, привел баварские войска на битвы завершающего этапа, принял личное участие в послевоенном переговорном процессе, усилия Баварии были вознаграждены. Страны - победительницы в войне 1812 -1814 годов не только сохранили Королевство Баварию, но и укрепили его новыми территориальными вливаниями. Так Франкония в 1814 году вошла в состав Баварии, а Вюрцбург стал центром баварской области Нижняя Франкония.

В Резиденции в 1821 году родился будущий принц-регент Баварии Луитпольд, последний баварский монарх.
В конце второй мировой войны большая часть Резиденции была разрушена бомбардировками союзной авиации. Уцелела только центральная часть, в том числе и росписи Тьеполо, оформление Белого и кайзеровского залов. Реставрация была развернута в 1960 – 1970-е года и завершилась только к 2007 году.


Резиденция Вюрцбурга. Из окон Резиденции открывается прекрасный вид на курдонер, Дворцовую площадь, Франконский фонтан, винный холм Шлосберг и крепость Мариенберг на вершине холма.

В 1981 году Резиденция была включена в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Она является не только популярным туристским объектом, но и культурным центром, предоставляя свои залы для проведения традиционного Моцартовского фестиваля, других концертов.

Время работы Резиденции Вюрцбурга

  • с апреля по октябрь с 9 д18 часов,
  • с ноября по март с 10 до 16.30 часов.

Как доехать до Резиденции Вюрцбурга

С главного железнодорожного вокзала (Hauptbahnhof) Мюнхена поезда до Вюрцбурга отправляются экспрессы InterCity Express каждый час, время в пути 2 часа с небольшим.
Так же можно экономно доехать до Вюрцбурга с использованием Баварского Билета (от 22 евро билет на одного человека, 29 евро на 5 человек) из Мюнхена через пересадку в Нюрнберге - время поездки 3 часа, поезда отправляются каждые 2 часа.
Из Нюрнберга можно доехать до Вюрцберга на поезде за 1 час 10 минут, поезда отправляются от главного вокзала Нюрнберга каждый час.

Основание Вюрцбургской резиденции относится к началу XVIII века. Она создавалась как место официального постоянного пребывания вюрцбургских архиепископов-курфюрстов в течение более 60 лет, и является выдающимся примером архитектуры южнонемецкого барокко.

Основание Вюрцбургской резиденции (Würzburger Residenz) , расположенной в одноименном старинном баварском городе, относится к началу XVIII века. Она создавалась как место официального постоянного пребывания вюрцбургских архиепископов-курфюрстов в течение более 60 лет, и является выдающимся примером архитектуры южнонемецкого барокко.

Великолепным шедевром зодчества европейская культура обогатилась благодаря архиепископу Иоганну Филиппу Францу фон Шенборну , который решил перевести свой двор из находящейся высоко на холме (Festung Marienberg) в более удобный для приемов небольшой дворец, построенный в 1704 г. Однако новая резиденция не вполне соответствовала представлениям аристократа о роскоши и красоте. Удовлетворить амбиции и эстетические запросы в полной мере помог случай. Исход судебной тяжбы, о сути которой история умалчивает, в 1719 г. принес князю Иоганну фон Шенборну очень крупную сумму денег. Она без промедлений была направлена на перестройку дворца.

Возведение Вюрцбургской резиденции проводилось с широким размахом и растянулось на много лет. На разных этапах к нему были привлечены известные европейские архитекторы: Максимилиан фон Вельш, Иоганн Лукас фон Хильдебрандт, Жермен Боффран, Робер де Кот . Проектировал здание и возглавлял строительство известный мастер барокко Иоганн Бальтазар Нейман .

Идейному вдохновителю и организатору работ курфюрсту Иоганну Филиппу Францу фон Шенборну не суждено было увидеть полного воплощения в жизнь своих замыслов: в 1724 г. он скончался. Его преемник Франц Кристоф фон Гуттен не проявлял фанатичного отношения к строительству дворца. Возведение его стен завершилось лишь в 1744 г. при архиепископе Фридрихе Карле фон Шенборне , который доводился братом основателю Вюрцбургской резиденции.

Внутреннее оформление помещений, отличающееся господством стилей барокко и рококо, осуществлялось в три этапа. Первый из них начался при Фридрихе Карле и ознаменовался отделкой Малого кабинета, Императорского и Белого залов. Главным итогом второго этапа, приходящегося на время управления Резиденцией Карлом Филиппом фон Грейффенклау , стала роспись в 1753 г. потолка холла дворца. Декорирование остальных помещений проводилось с 1769 г. при курфюрсте Адаме Фридрихе фон Зейнсгейме . К 1780 г. основные работы были завершены.

Вюрцбургская резиденция насчитывает 400 комнат, разделяющихся на северные и южные апартаменты, в которые из холла ведут два крыла центральной лестницы. Потолок над лестницей украшают фрески работы Джованни Тьеполо и его сына Доменико. Роспись является крупнейшей в мире и посвящена частям света – Европе, Азии и Африке, представленным характерными пейзажами и животными, а также аллегориями.

Среди комнат дворца особой роскошью выделяется Императорский зал , декорированный рельефами на белом, красном и желтом мраморе. Фрески на потолке, выполненные Джованни Тьеполо, отображают историю .

Малый кабинет интересен настенной отделкой в виде стеклянных панелей, украшенных рисунками в азиатском стиле. Изюминка Белого зала — лепнина на светло-сером фоне работы Антонио Босси. В интерьере Зеленого зала доминируют рисунки, обрамленные декоративными элементами соответствующего цвета с золотыми орнаментами.

В начале XIX века было создано Великое герцогство Вюрцбург, и занявший его престол Фердинанд III Тосканский, дядя второй жены Наполеона Марии-Луизы Австрийской, оформил часть помещений дворца в стиле неоклассицизма.

Своеобразной визитной карточкой дворца является Почетный двор , расположенный со стороны города перед центральной частью здания. В 1894 г. его украсил Франконский фонтан, выполненный Фердинандом фон Миллером по заказу принца-регента Луитпольда Баварского, выразившего таким подарком почтение к месту своего рождения.

Во время Второй мировой войны Вюрцбургская резиденция значительно пострадала от бомбардировок, но вследствие масштабных реставрационных работ, проводившихся в последней трети XX столетия, большую часть интерьеров удалось восстановить.

Residenzplatz 2 97070 Würzburg, Deutschland
residenz-wuerzburg.de‎

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.